Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основными мотивами, лежащими в основе организации специального образования детей и молодежи с огра-ниченными возможностями, являются гуманитарные, а не экономические. Принцип равных возможностей и всеобщее право на оптимальное развитие личности являются более фундаментальными для специального образования, чем любые возможные экономические выгоды от специальных программ обучения и образования. Однако это не означает, что экономические аспекты должны рассматриваться как несущественные или противоречащие интере-сам специального образования. Скорее, экономический анализ следует рас-сматривать как полезное средство улучшения положения инвалидов.
Ресурсы, доступные для специального образования, всегда ограниче-ны, и приоритеты должны постоянно устанавливаться. Нехватка ресурсов создает проблемы не только в странах с хорошо развитой системой специ-альных программ для инвалидов, но и в еще большей степени в странах, где такие программы все еще находятся на стадии планирования.
Актуальность экономических основ специального образования в насто-ящее время обусловлена необходимостью адаптации к динамично меняю-щимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требова-ниями к личностным качествам будущих работников рыночной экономики - их активности, самостоятельности, компетентности, трудоспособности и от-ветственности. Существует множество публикаций и исследований на тему экономических основ специального образования для обучающихся, которые проводились и проводятся на разных уровнях: экономическом (В.Д. Попов, В.П. Фофанов, И.И. Иткин, В.Н. Семенков, Н.Н. Калинин, А.К. Уледов) и психологическом (С.В. Малахов, А.И. Китов, Д.В. Ярцев, А.П. Сидел-ковский, В.М. Соколинский, А.В. Бояринцева).
Один из авторитетных специалистов в этой области В.Д. Попов опре-деляет экономический аспект специального образования как процесс переда-чи и присвоения людям экономических знаний и навыков, а также навыков экономического мышления в области специального образования. Под эконо-мическим образованием ученый понимает формирование отношения к эко-номической науке с целью ее глубокого осмысления, осмысления, преобра-зования в убеждения, поступки, мотивы, установки и ценностные ориентации человека.
В этой ситуации экономический анализ может предоставить информа-цию, полезную для принятия решений о наилучшем использовании имею-щихся ресурсов, что обуславливает актуальность курсовой работы.
Целью написания курсовой работы является исследование экономиче-ских основ специального образования.
Исходя из цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность специального образования;
- исследовать характеристику экономических основ в сфере специаль-ного образования;
- проанализировать экономическую политику РФ в отношении специ-ального образования;
- выявить проблемы экономического обеспечения специального обра-зования в современный период.
Объектом курсовой работы являются экономические основы специ-ального образования.
Предметом курсовой работы являются особенности экономических ос-нов специального образования в РФ.
Экономические основы специального образования играют неотъемле-мую роль в его развитии и эффективности. Во-первых, специальное образо-вание требует значительных финансовых вложений со стороны государства. Эти средства используются на оплату специализированных учителей и педа-гогических работников, закупку специального оборудования и материалов, а также на поддержку специализированных учебных заведений.
Кроме того, экономическая составляющая в специальном образовании включает в себя внедрение специальных программ и методик обучения, ко-торые требуют дополнительных затрат. Это может включать в себя разра-ботку и внедрение персонализированных помощников, программного обес-печения и других инновационных решений, необходимых для обеспечения качественного образования студентов с особыми потребностями.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список ис-пользованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОС-НОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность специального образования
Специальная (или коррекционная) педагогика – одна из отраслей педа-гогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями фи-зического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика» [12].
Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об ис-правлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обяза-но предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика» [15].
Специальное образование было концептуализировано и определено различными экспертами в области специального образования, некоторые важные определения приведены ниже:
Кирк и Галлахер (1986): «Когда дети в одном классе заметно отлича-ются друг от друга, учителю трудно помочь им раскрыть свой образова-тельный потенциал без какой-либо помощи. Помощь, которую школы раз-рабатывают для детей, которые значительно отличаются от нормы, называ-ется специальным образованием» [6].
Хьюард (2000): «Специальное образование – это индивидуально спла-нированное, специализированное, интенсивное, целенаправленное обучение. При наиболее эффективной и этичной практике специальное образование также характеризуется использованием научно обоснованных методов обу-чения, применение которых определяется прямыми и частыми показателями успеваемости учащихся» [16].
Таким образом, специальное образование – это индивидуально спла-нированная, систематически реализуемая и тщательно оцениваемая система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых зна-ний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
Несмотря на то, что специальная педагогика является ветвью общей пе-дагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, та-ких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессио-нальной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании [7].
Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельно-сти) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности [10].
Специальное образование – уровень образования, для достижения ко-торого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия [8].
Специальные условия для получения образования – специальные обра-зовательные программы и методы обучения, технические средства, медицин-ские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профес-сиональными образовательными программами.
Мы можем выделить три относительно различные части специального образования: (а) специальное образование как область исследований, (б) специальное образование как отдельная подсистема в рамках националь-ной системы образования и (в) специальное образование как специализиро-ванное обучение для учащихся с ограниченными возможностями, когда их инвалидность влияет на их успеваемость (например, на обучение) [12].
Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) ясно дает понять, что всеобъемлющим телосом специального образования является СОИ. Разработка и реализация СОИ основываются на исследовани-ях в различных дисциплинах и теоретических рамках (например, специаль-ное образование, психология, прикладной анализ поведения и юридические исследования). Обеспечение СОИ также требует хорошо продуманной, спе-циализированной системы специального образования (например, финанси-рование, обучение, законы, политика, профессиональные учреждения, специ-ализированные условия/оборудование, когда это необходимо). Система ори-ентирована на СОИ для учащихся с ограниченными возможностями, но на нее также влияет более широкая система государственного образования, в которую встроено специальное образование.
Специальное образование имеет особую традицию в образовании и со-циальных науках, основанную на эмпирических исследованиях и стремящу-юся к разработке доказательной базы для педагогических практик, предо-ставляемых учащимся с ограниченными возможностями.
Подсистема специального образования также включает в себя вполне конкретные и осязаемые компоненты: континуум альтернативных мест обу-чения (от инклюзивного класса до специальной школы) и услуг, специальные кадры (учителя специального образования) и специальный бюджет. В каче-стве общественного блага (под)система специального образования относится также к правовым, административным и образовательным аспектам специ-ального образования, а также к материально-техническим аспектам (напри-мер, профессиональная подготовка, полномочия и автономия), необходимым для функционирования специального образования как части национальной системы образования.
Специальное образование, своего рода образовательно-педагогическое средство, которое помогает детям с трудностями в обучении или особыми потребностями получить доступ к учебным материалам способами, соответ-ствующими их здоровью и психологическому здоровью.
Его также можно определить как сумму специализированных образо-вательных программ, предлагаемых группам неординарных личностей, что-бы помочь им максимально развить свои способности, достичь себя и помочь им адаптироваться.
Цели специального образования:
1. Диагностика психических и психических состояний у детей с особы-ми потребностями, а также разработка образовательных и образовательных программ, помогающих им квалифицироваться и развивать свои способно-сти;
2. Подготовка методик преподавания, помогающих студентам пра-вильно понимать предметы. 3 - использование учебно-технологических средств, а также компьютера, которые способствуют повышению взаимодей-ствия обучающихся с особыми потребностями с предметом;
3. Учет различий между учениками, распределяя их по группам клас-сов, и способствовать тому, чтобы помочь им легко учиться;
4. Обеспечить все возможности, которые соизмеримы со способностями обучающихся, а также усиливать и развивать их способности и навыки;
5. Обеспечение права нормального ребенка на предоставление всех услуг, которыми пользуется нормальный или нормальный ребенок, особен-но в области образования;
6. Идентификация детей и необычных с помощью соответствующих из-мерительных и диагностических инструментов;
7. Подготовка учебно-технических средств для каждой категории спе-циального образования;
8. Идентификация экстраординарных детей с помощью соответствую-щих измерительных и диагностических инструментов для каждой категории специального образования;
9. Индивидуальные различия между студентами и хорошее руковод-ство и помогают им расти в соответствии с их способностями, готовностью и склонностями [6].
Систематическое обучение эффективно в том смысле, что высоко по-лезные навыки обучаются раньше, чем менее полезным. Он является итера-тивным в том смысле, что учителя требуют, чтобы ученики повторяли навы-ки или последовательности навыков до тех пор, пока они не будут готовы перейти к более сложным навыкам. Кроме того, учитель разделяет стратегии и информацию, которые учащиеся могут спутать. Систематическое обучение также требует, чтобы преподавание было структурированным, еще один термин, который часто используется для описания обучения специальному образованию.
1.2 Характеристика экономических основ
в сфере специального образования
Следует подчеркнуть, что экономический анализ указывает не только на затраты на специальное образование, но и на выгоды, которые можно из-влечь из него. Этот факт имеет важные социальные последствия. В той мере, в какой будет доказано, что специальное образование не только влияет на благосостояние человека, но и приносит экономические выгоды (а исследо-вания, представленные в докладе ЮНЕСКО, убедительно свидетельствуют о том, что это так), готовность общества вкладывать средства в такие про-граммы, несомненно, возрастет [10].
Демонстрация экономической ценности специального образования также окажет влияние на отношение к образованию. Можно ожидать, что знание о возможных преимуществах в виде независимости и возможности трудоустройства, а также о необходимых для них расходах создаст более позитивное отношение к специальному образованию, а также укрепит ны-нешнюю тенденцию к «нормализации» инвалидности. Поскольку социальные установки отражаются на отдельных людях, такое развитие событий будет иметь последствия для самих инвалидов и их семей [14].
Специальная образовательная программа предполагает такие расходы, как заработная плата учителей и другого персонала, здания и оборудование. К этому часто добавляются другие расходы, например, здравоохранение и транспорт. Для детей с наиболее серьезными нарушениями также следует учитывать высокие затраты на помещение в специализированные учрежде-ния. Выгодная сторона чаще всего представлена полученными доходами. При анализе рассматриваются различные аспекты и последствия увеличения доходов, такие как возврат налогов, снижение алиментных платежей и со-кращение или ликвидация расходов [11].
Не все затраты и выгоды включены в анализ. В частности, существует множество нематериальных благ, которые не могут быть легко преобразова-ны в экономические термины. По этой причине анализ затрат и выгод следу-ет рассматривать только как один из источников информации, который обя-зательно должен быть дополнен другими соображениями и суждениями в процессе принятия окончательного решения [10].
Цель анализа затрат и выгод может состоять в том, чтобы представить информацию, которая поможет в определении того, стоит ли создавать ту или иную программу специального образования. Цель также может заклю-чаться в том, чтобы сделать возможным сравнение различных программ. До сих пор большая часть проведенных анализов ограничивалась первой из этих целей. Второй тип исследований, «экономическая эффективность», ве-роятно, будет проводиться чаще в ближайшие годы.
Существуют различные показатели соотношения между издержками и выгодами:
1. Чистая выгода — разница между совокупными выгодами и совокуп-ными затратами;
2. Отношение выгод и затрат – приведенная стоимость выгод на едини-цу затрат (рассчитывается путем деления приведенной стоимости выгод на приведенную стоимость затрат);
3. Внутренняя норма прибыли — среднегодовая процентная доход-ность на единицу затрат; ставка дисконтирования, которая делает приведен-ную стоимость будущих выгод равной приведенной стоимости затрат;
4. Период окупаемости – время, необходимое для того, чтобы накоп-ленная приведенная стоимость выгод превысила приведенную стоимость за-трат [16].
Для некоторых целей индексы примерно равны, например, если цель состоит в том, чтобы проверить, является ли программа специального обра-зования или реабилитации экономически целесообразной, различные крите-рии дают одинаковый ответ, хотя ответ дается в разных терминах. Совокуп-ная чистая выгода и индексы соотношения выгод и затрат прямо говорят нам о том, превышают ли чистая выгода затраты [14].
Внутренние показатели нормы доходности говорят нам о том, превы-шает ли норма доходности текущую ставку дисконтирования. Срок окупае-мости представляет собой временную меру, которую можно оценить в оце-ночных целях. Если, однако, цель состоит в том, чтобы ранжировать альтер-нативные программы, проблема более сложная, и необходимо принимать замысловатые суждения [14].
При анализе затрат и выгод обычно учитывается ряд допущений. Од-ним из таких допущений является предполагаемая ставка дисконтирования, которая может составлять, например, 5, 8 или 12% для оценки стоимости бу-дущих доходов. Другое предположение относится к относительной доле льгот, приходящихся на программу специального образования. Смета может составлять, например, 50 %. Кроме того, существенное значение для резуль-татов анализа имеют альтернативные предположения о том, следует ли при-нимать во внимание общие расходы на программу специального образова-ния или только избыточные расходы, т.е. расходы в дополнение к расходам на обычное образование [7].
Расходы на уход и образование инвалидов легче всего интерпретиро-вать, если они связаны с расходами на обычное образование. Расходы на специальное образование относятся главным образом к заработной плате персонала, оборудованию, зданиям, транспорту и специальным расходам, связанным с абилитацией и обучением. Данные доступны только по расхо-дам на персонал и общим расходам. Экономика образования – быстро раз-вивающееся научное направление, но до сих пор лишь незначительная часть этих исследований была посвящена специальному образованию.
Тем не менее, есть обнадеживающие признаки прогресса, о чем свиде-тельствует, например, недавняя книга «Экономика инвалидности» (1981) под редакцией Хаммермана и Майковски [16].